ДРЕВНИЕ БЕТОННЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Монолитные портовые сооружения возводились из бетона, приготовляемого из извести и щебня в пропорции 1 : 3, а при использовании старого щебня, т. е. бывшего в употреблении, — 2:5. Бетон после укладки в сооружение хорошо утрамбовывался деревянными трамбовками. В целях увеличения прочности и долговечности гидротехнических сооружений, в качестве гидравлической добавки римляне применяли вулканическую пыль из местечка Пуццуоли — пуццоланы.
При строительстве причальных и оградительных сооружений применялись литая бетонная кладка и искусственные бетонные массивы, изготовляемые на берегу, которые после затвердения и достижения требуемой прочности ставились в проектное положение или опускались в море для устройства подводной части мола или волнолома. Изготовление массивов и возведение монолитных бетонных сооружений осуществлялось в деревянной опалубке.
Строительство портов, сооружаемых на открытом побережье, например порта Чивита-Веккия (I в. до н. э.), начиналось с устройства оградительных сооружений, под защитой которых возводились причальные устройства (набережные стенки, пирсы и т. п.). Для перевозки камней с берега к месту производства работ использовались деревянные плоскодонные суда.
Иногда в приливных портах (Остия, Антиум, Пуццуоли и др.) в целях свободного входа и выхода воды оградительные сооружения возводились в виде арочных мостов, сооружаемых из камня. Акватория портов достигала значительных размеров. Так, гавань в Остии, сооруженная при римском императоре Клавдии, представляла собой бассейн размером ”760 м, окруженный молами шириной по 48 м. Вот что пишет о строительстве этой гавани римский историк II в. Светоний: «Гавань в Остии Клавдий  соорудил, проведя справа и слева рукава, а у входа в самом глубоком месте выстроил мол. Чтобы придать ему более солидное основание, он предварительно затопил корабль, на котором был привезен в Рим большой обелиск из Египта, потом, набив сваи, он построил на них высочайшую башню по образцу фарозского маяка в Александрии, дабы по его огням корабли направляли свой бег ночью».
Высокого мастерства римляне достигли в строительстве акведуков, часть из которых сохранилась до настоящего времени (в Нимесе, Лионе, Сеговии, Мериде и многих других пунктах). В I веке н. э. общее протяжение акведуков и водопроводов достигало 430 км, из которых 60 км составляли подземные каналы, возведенные из каменной кладки на массивном основании. Отдельные акведуки имели длину до 1000 м и высоту до 50 м.
Вода из подводящей сети поступала в резервуары, плотно выложенные внутри камнем, откуда по трубам поступала в городские кварталы. К началу нашей эры в Риме насчитывалось около 100 водоемов.
В конце IV в. до н. э. римляне построили первую искусственную дорогу с каменным покрытием, протяжением 45 км и шириной 8,5 м. В поперечном сечении дорога имела покатый профиль и с обеих сторон на 8сем протяжении— каменный парапет и каменные столбы, установленные через одну милю. Впоследствии дороги с каменным покрытием римляне строили не только на территории Рима, но и в завоеванных странах.
Качество древних бетонных сооружений было очень хорошим , многие из них дошли до наших дней. При облицовке таких старых зданий и сооружений с применением вентилируемых фасадов с облицовкой алюкобондом , фиброцементными панелями, керамогранитом – есть шанс продлить их существование.
Из общественных зданий, в сооружении которых римляне достигли весьма большого искусства, заслуживает внимания гигантский амфитеатр Колизей длиной 187,5 шириной 156,7 и высотой до 46,6 м, вметавший до 90 тыс. человек ; огромных размеров стадион  
на Марсовом поле; дворец Флавиев на Палатине, являвшийся одним из лучших дворцов Рима, а также арка Тита с двумя триумфальными рельефами, представляющая собой классический образец однопролетной арки.
Характерным примером римского строительного искусства является также Пантеон, построенный греческим архитектором Аполлодором. Пантеон выполнен в виде цилиндрического кольца диаметром 53,5 и высотой 21,7 м из бетона в кирпичной опалубке, служащей облицовкой здания. На поясе кольца, имевшего толщину 6,7 .и и облегченного целой системой ниш, был возведен полусферический купол из бетона на кирпичном каркасе (из вертикальных арок и горизонтальных колец) с верхним круглым световым проемом диаметром 9 м. Портик Пантеона пролетом 30 и глубиной 14 м был перекрыт бронзовыми стропилами из стержней таврового сечения, державшихся на 16 монолитных мраморных колоннах высотой 14 и диаметром 2,5 м каждая. Потолок состоял из бронзовых плит, которые были уложены по бронзовым балкам трубчатой формы.
Для механизации работ при строительстве Пантеона были использованы римский подъемный кран со ступальным колесам и ступальный свайный копер. В «качестве лесов были использованы дощатые настилы, которые укладывались на заложенные в стену и выступавшие из нее бревна, концы которых по окончании строительства обрубались.
Следует отметить, что новая строительная техника римлян позволила создавать просторные помещения, перекрывать большие пролеты за счет широкого использования нового материала— римского бетона.

Похожие статьи

Ваш отзыв

  • Партнеры


  • Страницы


  • Опросы

    Можно ли вашу одежду назвать модной ?

    Просмотреть результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Метки

  • Рубрики

  • Последние записи

  • Последние комментарии

    • Случайные статьи

    • Управление

    • На заметку